03 | 02 | 2023

Уральский государственный лесотехнический университет
Научная библиотека
Рекомендательный список литературы
«Высшее образование в России: проблемы и решения» № 2, 2022 г.

1. Алтунина, В. В. Социальные установки современной молодежи к получению инженерного образования / В. В. Алтунина, Е. И. Мычко, И. Ю. Панькина. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2022. - № 1(55). – С. 491-507. – URL: https://pnojournalarchive.files.wordpress.com/2022/03/pdf_220131.pdf  (дата обращения: 23.03.2022).
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью переосмысления влияния социальных установок молодежи на получение профессионального инженерного образования, интегрирующего проектно-конструкторские, производственно-технологические и организационно-управленческие компетенции. Целью данной работы является характеристика социальных установок к получению инженерного образования.

2. Гончарова, О. Н. Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid-19 / О. Н. Гончарова, М. Ю. Халилова. – DOI: 10.21686/1818-4243-2022-1-34-41. - Текст: электронный // Открытое образование. – 2022. – Т 26. - № 1. – С. 34-41. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/863/551  (дата обращения: 22.03.2022).
Аннотация: Целью исследования является исследование качества дистанционного обучения. В работе определены основные проблемы, которые возникли при переходе на дистанционную форму обучения в связи с эпидемиологической ситуацией в Российской Федерации. На основании исследования было установлено, что количество плюсов дистанционного обучения превалирует над количеством минусов. Потенциал применения обучения в таком формате находится на высоком уровне, обеспечивая тем самым перспективы его использования. Однако, тем не менее, исследование также показало, что необходима дальнейшая работа в области улучшения обратной связи между педагогами и обучающимися в условиях уменьшения невербальной коммуникации. В исследовании предложены пути по устранению основных трудностей, с которыми сталкиваются как обучающиеся, так и преподаватели во время дистанционного обучения.

3. Горячко, В. В. Новые подходы к процедуре государственной аккредитации: аккредитационные показатели – направления совершенствования / В. В. Горячко, В. А. Зернов, И. В. Дарда. – DOI: 18137/RNU.HET.21.11-12.P.002. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 11-12. – С. 2-8. – URL: https://hetoday.ru/node/60  (дата обращения : 21.03.2022).
Аннотация: Рассматриваются изменения, которые произойдут в процедуре государственной аккредитации с марта 2022 года. Выделяются положительные моменты и возможные проблемы. Анализируются показатели и критерии их оценки.

4. Гребнев, Л. С. Обучение: что оценивать студенту? / Л. С. Гребнев. - DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-68-81 // Высшее образование в России. - 2022. - № 2. - С. 9–17. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/74900392  (дата обращения: 21.03.2022).
Аннотация: В статье сравниваются воспитательные аспекты студенческой оценки преподавания (СОП) в традиционной и «цифровой» технологиях и рассматривается возможность её применения для формирования универсальных управленческих компетенций обучающихся вместо дисциплинарного воздействия на преподавателей.

5. Колычев, В. А. Вовлечённость студентов и НПР как показатель оценки корпоративной культуры и инструмент формирования кадрового резерва вуза / В. А. Колычев, Н. А. Буданов. – DOI: 0.31992/0869-3617-2022-31-2-42-57 . - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2022. - № 2. – С. 42-57. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/74900390  (дата обращения: 22.03.2022).
Аннотация: Анализируются результаты измерения параметров вовлечённости студентов и научно-педагогических работников вуза. Особенностью разработанных методов оценки параметров вовлечённости является возможность практического применения результатов аналитического исследования для последующего принятия управленческих решений, а также использование предлагаемого подхода учреждениями высшего образования. Оценка параметров ориентирована на решение задач повышения конкурентоспособности вуза за счёт совершенствования ключевых направлений, существенно влияющих на развитие корпоративной культуры.

6. Мартынов, В. Г. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века / В. Г. Мартынов, В. С. Шейнбаум // Высшее образование в России. – 2022. - № 2. – С. 107-118. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/74900395  (дата обращения: 25.03.2022).
Аннотация: Представляется, что инженерное образование также должно быть сфокусировано на этой проблематике. Однако при анализе ФГОС обнаруживается, что развитие социальной и профессиональной ответственности студентов не зафиксировано как необходимый результат их подготовки. С недавних пор ориентиром для высшей школы в части регламентации профессиональных компетенций выпускников университетов являются профессиональные стандарты, в которых уровень возлагаемой на работника ответственности, увязанной с полномочиями, служит определяющей характеристикой квалификации. Таким образом, налицо нестыковка ФГОС и профессиональными стандартами по одной из ключевых инженерных компетенций. Этой теме посвящена настоящая статья.

7. Мухаметшин, Р. Р. Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как эффективный инструмент при организации электронного обучения / Р. Р. Мухаметшин, Р. Р. Хадиуллина. – DOI: 10.21686/1818-4243-2022-1-42-50. - Текст: электронный // Открытое образование. – 2022. – Т 26. - № 1. – С. 42-50. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/864/552  (дата обращения: 22.03.2022).
Аннотация: Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как метод организации электронного обучения и передачи знаний с применением дистанционных образовательных технологий сегодня вызывают всё больший интерес у обучающихся и преподавателей. Однако большинство исследователей выделяют высокую трудоемкость и наличие дополнительных навыков со стороны преподавателя как обязательное условие реализации успешной видеолекции. При этом преподаватели продолжают проводить традиционные занятия в допандемийном режиме и продолжается размещение дополнительного материала в ЭИОС для обучающихся по индивидуальному графику. Цель исследования: разработка сбалансированной модели применения онлайн-трансляции и видеозаписи занятий при организации электронного обучения с возможностью фиксации хода образовательного процесса и контроля знаний.

8. Пинчук, А. Н. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски / А. Н Пинчук, С. Г. Карепова, Д. А. Тихомиров. – DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-184-220 . - Текст: электронный // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. - № 3. – С. 184-220. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2652/1076  (дата обращения: 23.03.2022).
Аннотация: Современные концепции развития рынка труда и образования, определяемые в контексте парадигмы цифровой экономики, артикулируют дисбаланс между быстро меняющимися требованиями новой экономики и системой профессиональной подготовки. На первый план выходит нелинейность профессионально-образовательных траекторий и особую значимость приобретают практики постоянного профессионального развития и переподготовки. В этом контексте особое внимание привлекает идея транспрофессионального образования, отражающая новое направление в формировании будущих кадров рынка труда. Цель статьи – выявить и проанализировать в студенческом дискурсе востребованность транспрофессионального образования, а также артикулировать актуализируемые в субъективных оценках студентов ожидания и риски, связанные с распространением нового типа специалистов – транспрофессионалов.

9. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки / Е. В. Караваева, О. А. Костенко, В. В. Маландин, И. А. Мосичева. – DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2022. - № 1. – С. 9-23. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/74326208  (дата обращения: 21.03.2022).
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем кадрового обеспечения российской науки, а также рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в свете предстоящего в 2022 г. перехода на новую модель аспирантуры (законодательно оформленную Федеральным законом №517-ФЗ от 30 декабря 2020 года). Авторами сделан вывод, что одна из причин неуклонного снижения в Российской Федерации числа лиц, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, в том числе доли молодых учёных, заключается в недооценке роли института аспирантуры в решении задачи непрерывного воспроизводства научных кадров.

10. Рогозин, Д. М. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования / Е. В. Рогозин, О. Б Солодовникова, А. А. Ипатова // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 271–300. - URL : https://vo.hse.ru/data/2022/03/18/1808703152/%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BD%20271-300.pdf  (дата обращения: 21.03.2022).
Аннотация: В абсолютном большинстве работ, посвященных изменениям в сфере высшего образования в связи с пандемией COVID-19, акцентируется внимание на проблемах, возникших перед студентами. Позиция профессорско-преподавательского состава, обеспокоенного умалением своей роли в изменяющемся в силу цифровой трансформации образовательном процессе, остается неартикулированной. Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с 2020 г. проводит мониторинг отношения профессорско-преподавательского состава вузов к изменениям, происходящим в сфере высшего образования. В основу статьи легли результаты трех волн исследования.

11. Российское электронное пространство знаний. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2022. - № 1 (январь-февраль). – С. 44. - URL : http://www.unkniga.ru/innovation/tehnology/12982-rossiyskoe-elktronnoe-prostranstvo-znaniy.html  (дата обращения : 21.03.2022).
Аннотация: Библиотечная деятельность предполагает сбор информации, её сохранение и обеспечение доступа к ней. Всё это нужно осуществлять и в цифровой среде. Однако агрегировать придётся не только печатные книги, но и электронные, а также цифровые артефакты, наборы данных, первичные результаты исследований, большие данные. А модель доступа к этому контенту должна предусматривать возможность создания нового знания, в том числе с использованием ИИ. В сущности, основная задача сводится к простой идее: библиотеки должны быть встроены в цифровую экосистему.

12. Сагитов, Е. Б. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов / Е. Б. Сагитов, Е. Д. Шмелева // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - С. 138–159. - URL : https://vo.hse.ru/data/2022/03/18/1808692194/%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%20138-159.pdf  (дата обращения: 21.03.2022).
Аннотация: Риски снижения качества образования вследствие распространения списывания как одного из видов нечестного академического поведения существенно возросли во время массового перехода университетов в онлайн-режим обучения из-за пандемии COVID-19. Возник запрос на доступные и недорогие меры борьбы со списыванием, прежде всего такие, которые могут быть реализованы на уровне организации процесса обучения. Проведено исследование с целью оценить связь распространенности пассивных и активных педагогических практик с обращением студентов к списыванию.

13. Сорокин, П. С. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны / П. С. Сорокин, Ю. А. Вятская. – DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-11-52. - Текст: электронный // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. - № 1. – С. 11-52. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2542/1056  (дата обращения: 21.03.2022).
Аннотация: Данная статья представляет анализ передового глобального экспертного дискурса в образовании до пандемии Covid-2019. Цель статьи – на основе анализа экспертных докладов изучить теоретические основания дискурса, артикулируемые ключевые тренды, характеристики ключевых стейкхолдеров и место отдельных категорий навыков, как результатов образования.

14. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика / Е. С. Сахарчук, Э. Р. Баграмян, И. А. Кисилева, А. Л. Сахарчук. – DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-11-40. - Текст: электронный // Образование и наука. – 2022. – Т. 24. - № 3. – С. 11-40. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2645/1070  (дата обращения: 23.03.2022).
Аннотация: Целью исследования является выявление условий вне учебной воспитательной деятельности, способствующих формированию ценностной общности в университетской среде на основе общих духовно-нравственных представлений. Конкретные задачи исследования связаны с выявлением доминирующих в системе современного российского высшего образования концептуальных подходов к реализации воспитательной деятельности с ориентацией на востребованный обществом социальный фокус; определение дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности как одного из факторов, обуславливающих культурную идентификацию обучающихся и развитие общностей в социокультурной среде вуза.

15. Чернякевич, Е. Ю. Исследование особенностей приверженности организации и профессии у будущих инженеров / Е. Ю. Чернякевич. - DOI: 10.32744/pse.2022.1.32.– Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2022. - № 1(55). – С. 508-522. - URL: https://pnojournalarchive.files.wordpress.com/2022/03/pdf_220132.pdf  (дата обращения: 23.03.2022).
Аннотация: Повышение приверженности профессии способствует приходу в организации не только квалифицированных специалистов, но и вовлеченных, интересующихся, настроенных на длительное взаимодействие с организацией приверженных работников с нравственными убеждениями, способствующими правильному моральному выбору в сложных профессиональных ситуациях.
Цель исследования – изучение организационной приверженности, вовлеченности в профессиональную деятельность, а также представлений об организации работающих по профессии студентов-инженеров, обучающихся в магистратуре.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2963898