05 | 06 | 2023

Уральский государственный лесотехнический университет
Научная библиотека
Рекомендательный список литературы
«Высшее образование в России: проблемы и решения»
№ 1, 2022 г.

1. Арсеньев, Д. Г. Перспективы развития международных программ российских вузов в условиях дистанционного обучения / Д. Г. Арсеньев, Т. И. Коваленко, В. В. Краснощеков. – DOI: 10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.15. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 9-10. – С. 15-22. – URL: https://readera.org/perspektivy-razvitija-mezhdunarodnyh-programm-rossijskih-vuzov-v-uslovijah-148322616  (дата обращения : 11.01.2022).
Аннотация: Анализируются проблемы экспорта российского образования в условиях внедрения дистанционных форм обучения. Выявлены группы стран и регионов, которые по разным причинам демонстрируют затруднения в ведении дистанционного образовательного сотрудничества с российскими вузами. Сгруппированы факторы, препятствующие развитию образовательных программ, реализуемых в дистанционной форме, согласно методологии PEST. Представлены проблемы реализации дистанционных образовательных программ для китайских обучающихся. Для анализа привлечены материалы по характеристикам менталитета студентов из Китая, а также собственные данные по реализации образования в дистанционной форме.

2. Бурняшов, Б. А. Программное обеспечение электронного портфолио студентов российской высшей школы / Б. А. Бурняшов. – DOI: 10.21686/1818-4243-2021-6-24-35. - Текст: электронный // Открытое образование. – 2021. – Т 25. - № 6. – С. 24-35. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/833/538  (дата обращения: 10.01.2022).
Аннотация: Для российских вузов проблема выбора формы электронного портфолио и его программного обеспечения является актуальной, поскольку действующими федеральными государственными стандартами высшего образования России обеспечение формирования электронного портфолио обучающегося закреплено в требованиях к электронной информационно-образовательной среде учебного учреждения. Цель исследования – на основе обобщения практики использования автором возможностей иностранного и отечественного программного обеспечения для организации работы по ведению студентами электронного портфолио выработать рекомендации по выбору программного обеспечения. Исследование предпринято в качестве очередного шага в осуществлении разработки автором понятийного аппарата предметного поля «электронное портфолио».

3. Высшая школа: новый формат коммуникации. – Текст : электронный // Университетская книга. – 2021. - № 10 (декабрь). – С. 41-47. - URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/72636095  (дата обращения : 10.01.2022).
Аннотация: Цифровая трансформация меняет систему образования в мире и в России, а пандемия COVID 19 заставляет искать и находить новые решения, позволяющие сохранять качество и востребованность. Как формировать университетские программы, чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда? Как поддержать эффективную коллаборацию с индустриальными партнёрами? На каком языке общаться с молодёжью, чтобы ей было интересно учиться и заниматься наукой? Эти и другие вопросы обсуждались в рамках Московского международного салона образования, собравшего более 7 тыс. участников на площадке «Крокус ЭКСПО» и 78 тыс. онлайн-зрителей.

4. Ефимов, Д. Б. Устройство и деятельность университетского студенческого представительства в современной России / Д. Б. Ефимов // Вопросы образования. - 2021. - № 4. - С. 74–96. - URL : https://vo.hse.ru/data/2021/12/13/1776217191/%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.pdf  (дата обращения: 11.01.2022).
Аннотация: Выстраивание механизмов, позволяющих сделать эффективным студенческое представительство, становится сегодня одной из ключевых задач управления высшим образованием. В статье на материале исследования практик 50 ведущих российских вузов - федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, участников Проекта «5–100» и университетов, попавших в международный рейтинг QS по состоянию на лето-осень 2020 г., -раскрываются и обобщаются сложившиеся в российских университетах к рубежу 2020 х годов практики студенческого представительства, часто называемого студенческим самоуправлением. Рассматриваются ключевые типы деятельности органов студенческого представительства: административное взаимодействие внутри университета и соуправление, информирование студентов и публичное взаимодействие с ними, а также организация культурно-массовых мероприятий для студентов.

5. Земцов, Д. И. Неформальные студенческие объединения в условиях пандемии COVID‑19 / Д. И. Земцов, И. О. Яськов // Вопросы образования. - 2021. - № 4. - С. 97–116. - URL : https://vo.hse.ru/data/2021/12/27/1762447704/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D1%86%D0%BE%D0%B2,%20%D0%AF%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf  (дата обращения: 11.01.2022).
Аннотация: Во время пандемии COVID 19 неформальные студенческие организации в Дальневосточном федеральном университете проявили большую активность и получили серьезную поддержку администрации. С начала пандемии количество известных администрации неформальных студенческих объединений не уменьшилось, как можно было ожидать, а увеличилось. Судя по результатам проведенного исследования, неформальные студенческие объединения по их ценности для участников образовательного процесса сравнимы с основными образовательными программами, хотя к таким объединениям студентов не побуждают ни формальные требования, ни артикулированный социальный заказ. На основании интервью с участниками неформальных студенческих объединений, преподавателями и администраторами авторы выделяют следующие основания, по которым неформальные студенческие объединения признаются ценностью в университетской корпорации: как способ вхождения в профессию, как ответ на негласный запрос на «взросление» студента, приобретение им субъектности, как способ «присвоения» образовательного пространства, перехода студента в статус члена университетской корпорации.

6. Климова, А. С. Индивидуальные образовательные траектории аспирантов: принципы проектирования и условия внедрения (на примере технического вуза) / А. С. Климова, Л. С. Красинская. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-110-124. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 11. – С. 110-124. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/72171355  (дата обращения: 11.01.2022).
Аннотация: В статье раскрывается специфика подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза, выявляются факторы, влияющие на выстраивание аспирантами своих траекторий, обосновываются принципы проектирования ИОТ и описываются этапы технологии персонализированного обучения. Приводятся данные исследования готовности аспирантов к самостоятельному проектированию ИОТ. Результаты анкетирования аспирантов и их научных руководителей свидетельствуют о том, что имеются достаточные основания для успешного внедрения персонализированной модели обучения с использованием ИОТ. Аспиранты технического вуза хорошо ориентируются в информационных ресурсах, активно используют сервисы электронной образовательной среды вуза, способны определять цели учебной и научной деятельности, оценивать свои компетенции, анализировать достижения и неудачи. Большинство научных руководителей готовы оказать помощь аспирантам при проектировании ИОТ. В статье анализируются трудности, с которыми могут столкнуться вузы при внедрении новой модели обучения, и обосновываются условия успешной реализации ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

7. Мальцев, Д. В. Развитие механизмов регулирования образовательного процесса студентами высших учебных заведений / Д. В. Мальцев. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 6(54). – С. 592-605. – URL: https://pnojournalarchive.files.wordpress.com/2022/01/pdf_210639.pdf  (дата обращения: 11.02.2022).
Аннотация: В настоящее время весьма распространенной среди студентов высших учебных заведений является гражданская пассивность, нежелание нести ответственность. Создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся – это сложная проблема, от решения которой зависит эффективность работы предприятий региона и страны. Воспитание в молодых специалистах норм коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности является важной и актуальной задачей.
Цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию воспитательной работы с обучающимися технических вузов за счет создания условий для их активной жизнедеятельности.

8. Образовательный профиль студента как инструмент персональной образовательной логистики / М. Э. Кушнир, П. Д. Рабинович, К. Е. Заведенский, И. С. Царьков. – DOI: DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-48-58. - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 12. – С. 48-58. – URL : https: https://dlib.eastview.com/browse/doc/73268130  (дата обращения: 10.01.2022).
Аннотация: Статья представляет собой обзор анализа литературы по поводу изменений мирового сложности и неопределённости, а также запрос на персонализацию (в том числе образования) побуждают университеты уделять значимое внимание работе с образовательной субъектностью и её развитию; переходу на индивидуальные / коллективно-индивидуальные образовательные маршруты и гибкие системы управления образовательными программами (формирование временных учебных групп, предоставление в нужный момент времени требуемых образовательных ресурсов, протоколы оценки и взаимозачёта образовательных результатов), что определяет актуальность исследования. Использование логистического подхода позволяет различить педагогические и управленческие задачи организации образовательной деятельности и обеспечить персонализацию образования. В статье рассматривается образовательный профиль как инструмент персональной образовательной логистики в цифровой образовательной среде; представлены рабочие понятия «цифровой след», «портфолио», «профиль», сформулированы требования к конструированию образовательных профилей и сценарии работы с ними в цифровой образовательной среде с учётом отечественного и зарубежного опыта внедрения образовательных профилей.

9. Пахомов, С. И. Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период / С. И. Пахомов, В. А. Гуртов, Ю. Н. Бережная. – DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-9-28. - Текст: электронный // Высшее образование в России. – 2021. – № 11. – С. 9-28. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/72171348  (дата обращения: 11.01.2022).
Аннотация: Введённая новая Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 сентября 2021 г., существенно изменили перечень научных специальностей и статус аспирантуры. Появилась необходимость в установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и научных специальностей Номенклатуры 2021, по которым присуждаются учёные степени. В статье представлен анализ документа на переходный период «Направления подготовки в аспирантуре ОКСО-2016 – Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021» и рассматриваются мероприятия на пути реорганизации системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.

10. Пак, Л. Г. Формирование культуры трудоустройства выпускников вузов / Л. Г. Пак, Е. Г. Каменева, Л. А. Кочемасова. – Текст: электронный // Перспективы науки и образования. – 2021. - № 6(54). – С. 172-191. – URL: https://pnojournalarchive.files.wordpress.com/2022/01/pdf_210612.pdf  (дата обращения: 11.02.2022).
Аннотация: В условиях мирового экономического кризиса и вызванных им существенных изменений в сфере труда и занятости актуализируется востребованность успешного трудоустройства выпускников вуза в целях продуктивного решения социально-экономических задач современного общества. Многие студенты не могут устроиться на работу, что означает сокращение значительной части квалифицированных специалистов с высшим образованием, выступающих стратегическим ресурсом прогрессивного развития социума.
Цель статьи – разработать и научно обосновать внеучебную программу формирования культуры трудоустройства выпускников вузов на основе модульного подхода.

11. Салимова, Т. А. Глобальные и национальные рейтинги университетов: многомерный анализ / Т. А. Салимова, И. А. Иванова, Е. А. Сысоева. – DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-11-43. - Текст: электронный // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. - № 10. – С. 11-43. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/2496/1049  (дата обращения: 11.01.2022).
Аннотация: В условиях глобализации и интернационализации высшего образования рейтинги университетов становятся важным инструментом оценки качества образования, получаемого студентами в различных вузах мира. Эти процессы актуализируют вопросы возможностей практического использования методологий расчета глобальных и национальных рейтингов высших учебных заведений.
Цель исследования – разработка и применение методического подхода к многомерному анализу процедур классификации вузов, построение и анализ критериев, агрегированных индикаторов глобальных и национальных рейтинговых систем организаций высшего образования, оценка связи между ними.

12. Токтарова, В. И. Проектирование мобильной информационно-образовательной среды вуза / В. И. Токтарова, А. Е. Шпак. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-133-142 . - Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2021. - № 12. – С. 133-142. – URL : https://dlib.eastview.com/browse/doc/73268137  (дата обращения: 10.01.2022).
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с описанием аспектов педагогического дизайна мобильной информационно-образовательной среды современного высшего учебного заведения. Даны определения и рассмотрены функциональные особенности мобильной информационно-образовательной среды, приведены требования к её педагогическому проектированию и разработке. Рассмотрена кластеризация цифровых сервисов для полноценной реализации мобильной информационно-образовательной среды (сервисы планирования и поддержки образовательной деятельности, сервисы организации и сопровождения образовательной деятельности, сервисы коммуникации и обратной связи, общие информационные сервисы). Представлены результаты экспериментального исследования восприятия студентами, преподавателями и административными работниками функциональной значимости мобильных технологий и их применения в образовательном процессе.

13. Харина, Г. В. Анализ особенностей дистанционного формата обучения химии в вузе / Г. В. Харина, Е. Г. Мирошникова. – DOI: 10.25586/RNU.HET.21.09-10.P.50. - Текст : электронный // Высшее образование сегодня. – 2021. - № 9-10. – С. 50-55. – URL: https://readera.org/analiz-osobennostej-distancionnogo-formata-obuchenija-himii-v-vuze-148322622  (дата обращения : 11.01.2022).
Аннотация: Рассматриваются возможности и проблемы дистанционной формы обучения химии в тех вузах, где данная дисциплина не является профилирующей. Приводятся дидактические принципы и методы химического образования. Описываются электронно-информационные образовательные системы и платформы для проведения онлайн занятий, используемые в разных вузах при изучении химии.

Ресурсы
Электронно-библиотечные системы
Выставки
Мероприятия
Вопрос-ответ
Услуги
Мы в сети
счетчик
статистика
Количество просмотров материалов
2984752