Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 15 (27) января 1826 -28 апреля (10 мая) 1889) - русский писатель-сатирик, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.
27 января исполняется 190 лет со дня рождения писателя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826-1889)
Литературный псевдоним – Николай Щедрин
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.
Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин родился и вырос в старинной дворянской семье, но в доме была атмосфера скупости, взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности.
Учился Салтыков сначала в Московском дворянском институте и как отличный ученик был направлен в Петербург, в Царскосельский лицей. В 1844 году Салтыков окончил лицей и поступил на службу в военное министерство.
В своих первых произведениях писатель выступил против социального неравенства. Герою его повести "Запутанное дело" (1848) общественный строй России представлялся в виде огромной пирамиды из людей, в основании которой находятся бедняки, затравленные непосильными тяготами жизни. Николай I нашел в повести "стремление к распространению революционных идей", поэтому в 1848 году молодой писатель был сослан в Вятку, где провел 8 лет. Только после смерти царя, в 1855 году, писатель смог возвратиться в Петербург.
В 1857 году вышла новая книга писателя - "Губернские очерки". Произведение было направлено против помещичьего гнета и чиновничьего произвола.
В 60-е годы великий сатирик решительно выступил против самодержавия в своей замечательной книге "История одного города" (1869-1870), в которой стремился разрушить веру народа в "доброго царя". В этом произведении Щедрин нарисовал ужасающую картину народного бесправия, горя и нищеты (см. "История одного города").
С 1868 по 1884 года все свои произведения он печатает только на страницах "Отечественных записок". В 1868 г. занял должность одного из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал десять лет спустя, после смерти Некрасова. Читатели журнала знакомятся с циклами сатирических рассказов и очерков Салтыкова: "Помпадуры и помпадурши" (1863-1874), "Письма о провинции" (1868), "Признаки времени" (1868), "Господа ташкентцы" (1869-1872), "Благонамеренные речи" (1872-1876), "В среде умеренности и аккуратности" (1874-1877), "Убежище Монрепо" (1878-1879), "Письма к тетеньке" (1881-1882), романами "Господа Головлевы" (1875-1880) и "Современная идиллия" (1877- 1883). Салтыков создает своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни.
Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Первые его сказки были напечатаны в 1869 году: "Дикий помещик", "Как один мужик двух генералов прокормил".
Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.
Среди произведений великого сатирика особое место занимают его романы "Господа Головлевы" (1875-1880) и "Пошехонская старина" (1887-1889). В романе "Господа Головлевы" показаны три поколения семьи Головлевых. Люди этой семьи, непригодные к труду, душевно пустые, ненавидят и боятся друг друга. Идет непрестанная семейная война. Головлевских господ губит сам их склад жизни с сытым бездельем и паразитизмом. Здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих. (См. "Господа Головлевы").
В романе "Пошехонская старина" писатель нарисовал страшные картины крепостного быта, а в книге "Мелочи жизни" (1886) Щедрин показал трагедию жизни "маленьких", рядовых людей.
Многие щедринские сатирические типы пережили и свою эпоху, и своего создателя. Они стали нарицательными, обозначая новые и одновременно имеющие свою давнюю родословную социальные явления русской и мировой жизни.
За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".
На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ, свою историю. "Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России".
Умер М. Салтыков-Щедрин в 1889 в Петербурге.
Знаете ли вы что
Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая – Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор, сатирик, писатель.
В Московский дворянский институт он поступил, когда ему было 10 лет
Слово «мягкотелость» было придумано Салтыковым-Щедриным.
Роман «Пошехонская старина» считается отчасти биографическим.
После первых попыток создания стихотворений Салтыков-Щедрин навсегда отказался от поэзии.
Повесть «Противоречия» была названа Белинским «идиотской глупостью».
Салтыков-Щедрин резко осуждал убийство Александра II.
Интернет-ресурсы:
Салтыков-Щедрин Михаил // Электронная библиотека RoyalLib.com. – Режим доступа: http://royallib.com/author/saltikovshchedrin_mihail.html
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович. Собрание сочинений / М. Е.Салтыков-Щедрин // Lib.Ru/Классика. – Режим доступа: http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/
Сказки Салтыкова-Щедрина // Хранители сказок: собрание авторских и народных сказок. – Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/shedrin/
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович // Биографии известных людей. – Режим доступа: http://biographer.ru/biographies/107.html
Афоризмы и цитаты:
Всякому безобразию свое приличие.
Громадная сила – упорство тупоумия.
Мужик везде есть, стоит только поискать его.
Нет на свете милее доброй души человеческой.
У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте.
Человек без ума в скором времени делается игралищем страстей.
Литература изъята из законов трения. Она одна не признает смерти.
Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена - переходные.
Талант сам по себе бесценен и приобретает окраску только в применении.
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
Не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть.
Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.
Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.
Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать.